Впервые в истории арктического мореплавания по трассам Северного морского пути (СМП) прошел танкер-газовоз Ob river с грузом сжиженного природного газа (СПГ). Обеспечением безопасной ледовой проводки танкера занимались атомные ледоколы "Вайгач" и "50 лет Победы" "Росатомфлота". На борту газовоза, зафрахтованного ОАО "Газпром маркетинг и трейдинг", находится около 135 тыс. куб. м СПГ.
Таким образом, СПГ впервые был транспортирован по трассам Северного морского пути. Ширина газовоза составляет 45 м, что в ноябре могло осложнить проводку, однако операция была проведена в рекордно короткие сроки.
Трассы Северного морского пути выгодны для предприятий Северной Европы с точки зрения поиска новых рынков сбыта в Азии. Погрузка СПГ, поступающего с месторождения (Snohvit) в Баренцевом море, была произведена на терминале в Хаммерфесте (Норвегия). Танкер-газовоз Ob river вышел из Хаммерфеста 7 ноября 2012г. Атомный ледокол "Вайгач" ФГУП "Атомфлот" взял судно под проводку 9 ноября в районе Карских ворот. В западной части пролива Вилькицкого к обеспечению проводки присоединился ледокол "50 лет Победы". 18 ноября Ob river покинул СМП. Таким образом, по Севморпути газовоз шел 9 суток, средняя скорость составила 12,5 узла.
В настоящее время газовоз самостоятельно движется в направлении порта Тобата (Япония). Атомоход "Вайгач" "Росатомфлота" продолжает обеспечивать безопасность судов на трассах Северного морского пути, а ледокол "50 лет Победы" направляется в порт приписки Мурманск. Здесь ему предстоит плановый ремонт для подготовки к зимней навигации.
Северный морской путь - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тыс. морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тыс. морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 млн т в год. С целью развития СМП госкорпорация "Росатом" в 2012г. приступила к строительству универсального атомного ледокола нового класса. По своим техническим характеристикам новый атомоход сможет одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах Северного морского пути. Он станет самым большим и мощным в мире, а за счет увеличения ширины (34 м вместо 30 м на атомоходах типа "Арктика") способен проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. т, преодолевая даже трехметровые льды. По условиям контракта с Балтийским заводом, судно должно быть построено к концу 2017г.
|