В конце декабря «Газпром» приостановил действие части контрактов на закупку труб большого диаметра (ТБД, нужны для магистральных трубопроводов) со всеми производителями «в связи с утратой интереса». Причиной, как рассказывали источники «Ведомостей», стал новый игрок на рынке – Загорский трубный завод (ЗТЗ). Он предложил госмонополии цены ниже, чем у конкурентов. В январе ЗТЗ получил контракт на 100 000 т ТБД, в переговорах с остальными компаниями «Газпром» настаивал на снижении цен на 20%, рассказывали собеседники «Ведомостей».
В пятницу представитель ЗТЗ рассказал «Ведомостям», что для «снижения рисков, связанных с нехваткой подвижного состава для нужд завода», завод закупил штрипсовозы (специальные вагоны для перевозки листового проката для ТБД) в количестве, достаточном для доставки около 50 000 т стали в месяц. Сколько вагонов приобретено в собственность и стоимость сделки, ЗТЗ не раскрывает. Чтобы полностью обеспечить мощности производства ЗТЗ, заводу было необходимо купить около 250 вагонов, посчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Поставить их мог Энгельсский завод металлоконструкций, знает Бурмистров, стоимость сделки, по его расчетам, – около 750 млн руб. Аналитик АКРА Максим Худалов полагает, что сумма выше – 1,1 млрд руб.
Парк штрипсовозов в России на конец марта 2018 г. составлял 1900 единиц, сказал Бурмистров. Большая часть (1000 шт.) находится в распоряжении Трубной грузовой компании Александра Карманова, часть парка принадлежит трубным компаниям. В 2018 г. российский рынок ТБД останется на уровне прошлого года – около 1,7 млн т (оценка Фонда развития трубной промышленности). Но ранее дефицита подвижного состава для доставки металла для ТБД не наблюдалось, знает Бурмистров: «До заказа ЗТЗ последний раз штрипсовозы закупались в 2012 г.».
Нехватка подвижного состава связана с попытками создать трудности ЗТЗ в выполнении контрактов на поставку труб «Газпрому», говорит собеседник, близкий к ЗТЗ. Завод обращался к Трубной грузовой компании, но там сослались на отсутствие свободных вагонов. Подтвердить это «Ведомостям» не удалось. Худалов считает объяснение правдоподобным: «Появление ЗТЗ на рынке существенно усилило конкуренцию». В Трубной грузовой компании на вопросы «Ведомостей» не ответили. В ТМК ситуацию с распределением штрипсовозов не комментируют. Представитель ЧТПЗ не ответил на вопросы «Ведомостей». В ОМК сообщили, что для доставки штрипса зарубежного производства используют свои вагоны.
|